Не думаю, что ошибусь,
если скажу, что самый любимый дизайнерами
объект - это стул. Каждый стремится
создать СВОЙ стул, некоторые оставляют
свой след в истории.… В истории дизайна
существуют "великие" стулья, по
аналогии с великими полотнами в истории
искусства.
Итак, стул. Назначение
оного понятно каждому - стул должен
поддерживать тело человека в сидячей
позе. Компоновка достаточно проста -
поверхность для сидения на опоре (это
обязательно), спинка, подлокотники и
все прочее (по желанию). А дальше - простор
для творчества. Стульев было придумано
великое множество. Самый простой -
табуретка, более комфортные - стул со
спинкой, с подлокотниками, кресло.
Жесткие и мягкие, упругие, складные,
вращающиеся, с колесиками,
трансформируемые… Еще можно вспомнить
специализированные сидения - зубоврачебное
кресло, или автомобильное, или
электрический стул :).
С чего же все
это разнообразие началось? Самым
первым стулом была земля. Идеальный
предмет мебели - носить с собой не надо,
но всегда под рукой. Где хочешь, там и
садишься. Но не всегда комфортно - то
мокро, то холодно, то козявки донимают.
И поза может быть н е совсем удобной, и
даже небезопасной - древнему человеку
нужно быть очень мобильным. А попробуйте
быстро-быстро встать, когда сидите на
полу. Нужно было, во-первых, получить
сидение не мокрое и не холодное, а,
во-вторых, подходящей высоты. С первой
проблемой могла справиться циновка
или шкура, постеленная на землю. Зато
бревно - прототабуретка - решало сразу
обе проблемы. Бревно - упавшее дерево
- горизонтальный цилиндр. Точка контакта
тела человека с поверхностью бревна
очень мала - обе поверхности
выпукло-сферические. Поэтому может
случиться конфуз. Лучше сидеть на
чем-нибудь плоском. А если от бревна
кусочек отрезать и перевернуть? Удобно,
устойчиво, высоту сиденья можно подобрать
по вкусу.
Но
теряется одно хорошее свойство
горизонтального бревна - мобильность.
Его можно было просто перекатить на
нужное место. А с вертикальным бревном
сложнее - для переноски тяжеловато, и
неудобно поднимать, для перекатывания
нужно сделать много телодвижений -
перевернуть, покатить, перевернуть
опять. Чтобы сделать сей предмет
мебели менее тяжеловесным, из бревна
в средней части по вертикали стали
удалять лишний материал. Широкими
должны оставаться само сидение (для
удобства) и основание (для устойчивости),
остальное служит только для удерживания
сиденья на нужной высоте. В верхней
части получилась удобная для захвата
форма. Удалить материала можно и
больше. Получаются замечательные
декоративные эффекты.
Табурет.
Балуба, Заир. Табурет. Афо,
Нигерия.
Материала под сидением
становится все меньше, пока не остаются
только ножки-опоры.
Но легкость и удобство
переноски - это вторичные свойства. А
как выполнялась главная функция? Совсем
плоская поверхность плохо соответствует
изгибам и выпуклостям человеческого
тела. Нужно согласовать поверхность
сиденья и седалища. Один из способов -
изменить кривизну, выйти в пространство.
Поверхность
табуретки можно изогнуть в одном
направлении - придать ей форму внутренней
поверхности цилиндра. А можно и в двух
направлениях - форма будет соответствовать
внутренней поверхности сферы.
У такой поверхности
есть маленький недостаток - она не
индивидуальна. Кривизна поверхности
жестко задана. То что для одной попы -
комфорт, для другой - мозоли. Как же
сделать табуретку удобной для каждого
пользователя? Почему бы не поместить
между твердой поверхностью и телом
объект с изменяющейся формой? Так
сказать, "посредника" между сидением
и человеком. Это может быть подушка -
любой эластичный материал с деформируемым
наполнителем. Она изменяет форму точно
в соответствии с телом пользователя. Потом
"посредника" прикрепили к сидению,
чтобы всегда был на месте. И получили
прототип мягкого стула и кресла.
Есть
еще один замечательный способ согласования
формы сидения и тела - циновка. Если ее
края закрепить на высоте, а середину
оставить свободной, то тяжесть сидящего
человека деформирует ее в нужную форму.
Устойчивой была X-образная форма
основания. Кто-то догадался сделать
крепление подвижным, и получилась
складная табуретка.
На
этом этапе соответствие объекта
выполняемой функции стало идеальным.
Дальше табуретке функционально
развиваться некуда. Меняются материалы,
технология изготовления, появляются
дополнительные, вторичные функции,
свойства и назначения. Меняется форма,
меняется образ. Все это внуки и правнуки
бревна, когда-то поставленного "на
попа".